Государственное учреждение образования «Средняя школа №11 г. Борисова»
телефон: 96-85-15
email: school11@rooborisov.by
222120 г. Борисов, ул. Энгельса, 54 А

Особенности адаптации к школьному обучению 1 классов

Фалей Н.В.,

начальник отдела начального образования МОИРО

 

Особенности адаптации к школьному обучению

детей 6-7-летнего возраста

Развитие личности ребенка, ставшего первоклассником, во многом определяется тем, насколько успешно протекает его социально-психологическая адаптация к школе. Она представляет собой процесс активного приспособления к школьной среде и обучению. Данная адаптация продолжается в среднем от 10-18 дней до 1-3 месяцев школьной жизни и сопровождается, как правило, определенными изменениями в эмоциональной сфере ребенка (возрастание напряженности, повышение тревожности, снижение самооценки). Дети далеко не одинаково успешно «вживаются» в новые условия жизнедеятельности. Психологи определяют следующие характеристики процесса адаптации.

Высокий уровень адаптации. Первоклассник положительно относится к школе, предъявляемые требования воспринимает адекватно; учебный материал усваивает легко; глубоко и полно овладевает программным материалом; решает усложненные задачи; прилежен, внимательно слушает указания, объяснения учителя; выполняет поручения без внешнего контроля; проявляет большой интерес к самостоятельной учебной работе; готовится ко всем урокам; общественные поручения выполняет охотно и добросовестно; занимает в классе благоприятное статусное положение.

Средний уровень адаптации. Первоклассник положительно относится к школе, ее посещение не вызывает отрицательных переживаний. Он понимает учебный материал, если учитель излагает его подробно и наглядно; усваивает основное содержание учебных программ, самостоятельно решает типовые задачи; сосредоточен и внимателен при выполнении заданий, поручений, указаний взрослого, но под его контролем; бывает сосредоточен только тогда, когда занят чем-то для него интересным, общественные поручения выполняет добросовестно; дружит со многими одноклассниками.

Низкий уровень адаптации. Первоклассник отрицательно или индифферентно относится к школе; нередки его жалобы на нездоровье. Доминирует подавленное настроение; наблюдаются нарушения дисциплины; объясняемый учителем материал усваивает фрагментарно; самостоятельная работа с учебником затруднена; при выполнении самостоятельных учебных заданий не проявляет интереса. Сохраняет работоспособность и внимание при удлиненных паузах для отдыха; для понимания нового и решения задач по образцу требует значительной учебной помощи учителя; общественные поручения выполняет под контролем, без особого желания, пассивен; близких друзей не имеет, знает по именам и фамилиям лишь часть одноклассников.

Фактически это уже проявление того состояния, которое обозначают как «школьная дезадаптация». Данное понятие определяется как психогенное заболевание и психогенное формирование личности ребенка, которое нарушает его объективный и субъективный статус в школе и семье и затрагивает учебную и внеучебную активность ученика.

Изучая поведение 6-7-летних первоклассников, психологи выделяют три дезадаптационных стиля: аккомодационный, ассимиляционный и незрелый. Первый (аккомодационный) отражает стремление ребенка к полному подчинению своего поведения требованиям среды. Для второго (ассимиля­ционного) стиля характерно стремление ребенка подчинить социальную среду своим потребностям. В случае незрелого стиля приспособления, связанного с психологической незрелостью ребенка данного возраста, речь идет о неспособности его к принятию новой социальной ситуации развития. Повышенная степень выраженности каждого из этих стилей приспособления ведет к школьной дезадаптации. Различно и поведение этих детей в школе. Первоклассники с аккомодационным стилем приспособления, соответствующие в основном типичному образу «хороший ученик», с готовностью подчиняются всем правилам и нормам школьной жизни, и тем самым, как правило, оказываются наиболее адаптированными к учебной деятельности и нормам школьной жизни. Положительные оценки их деятельности со стороны педагогов, благодаря высокому авторитету последних, способствуют формированию позитивной «Я-концепции» детей этой группы и повышению их социометрического статуса.

Дети с ассимиляционным стилем, которые игнорируют новые для них школьные правила или выполняют их только в присутствии учителя, оказываются, как правило, дезадаптированными в отношении принятия учебной деятельности, требований школы. Типичные в таких случаях негативные педагогические оценки в присутствии сверстников ведут, как правило, к еще большему снижению их авторитета, статуса в классе, затрудняя тем самым их социальную адаптацию.

Особенно трудно приходится детям с незрелым стилем адаптации, когда он обусловлен недостаточно развитой волей. Они не способны координировать свое поведение в соответствии с правилами и нормами школьной жизни.

К числу факторов, способных затруднить адаптацию ребенка к школьному обучению, принадлежат: особенности микросреды, семейного воспитания (низкий уровень образования родителей, конфликтная ситуация в семье, алкоголизм, неправильные методы воспитания), особенности процесса обучения, психологическая дезадаптация ребенка в дошкольном учреждении.

Трудности социально-психологической адаптации могут быть вызваны и социофобией (страх или боязнь социального контакта). При этом ребенок обычно боится вступать в контакт с людьми (обратиться с просьбой, вопросом к взрослому, высказать свое суждение в кругу сверстников). В таких случаях важен совет специалиста (психолога, детского психотерапевта).

Важную роль в адаптации ребенка к школе имеет преемственность методов работы и педагогического общения воспитателя детского сада и педагогов школы, работающих с детьми шестилетнего возраста. Дело в том, что одна из частых причин трудностей адаптации шестилеток к школе состоит в резкой смене стиля общения педагогов с детьми. Даже при положительном отношении к детям учитель часто применяет более жестокие, авторитарные формы педагогического воздействия, чем те, к которым привыкли дошкольники. Эти формы педагогического воздействия часто воспринимаются ребенком как выражение личной неприязни, что ведет к пассивности, подавляет инициативу, самостоятельность, рождает неуверенность в себе, особенно робких, застенчивых детей. У 6-летних детей в условиях регламентированного общения быстрее, чем в детском саду, формируется умение подчиняться предписанным правилам поведения. Но при этом преобладает не удовлетворение от соблюдения этих правил, а боязнь их нарушить. У детей повышается тревожность, снижается уровень эмоционального комфорта. В то же время аналогичный стиль общения не приводит к подобному эффекту у большинства 7-летних первоклассников. Что касается первоначального этапа приспособления к новой школьной жизни, следует отметить, что все 6-летние дети испытывают трудности адаптации. Они напряжены не только физически, но и психологически. У некоторых появляются вялость, плаксивость, нарушаются сон и аппетит, другие перевозбуждаются, становятся раздражительными и вспыльчивыми. Все они утомляются из-за перегрузок, которые испытывают в школе. А утомление приводит к срывам в поведении, к капризам. Совершенствование работы с шестилетками предполагает пересмотр учителями форм воздействия на ребят, чтобы эти формы не контрастировали со стилем общения воспитателя детского сада.

 

Рекомендуемая литература

  1. Безруких М.М, Ефимова С.П., Князева М.Г. Как подготовить ребенка к школе. – М.: Тула: Арктоус, 1996 .
  2. Безруких М.М., Ефимова С.П. Ребенок идет в школу. – М.: Издательский центр “Академия”, 1998.
  3. Волков Б.С., Волкова Н.В. Подготовка ребенка к школе. – М.: Педагогика, 1998.
  4. Коломинский Я.Л.,  Панько Е.А.. Психология детей шестилетнего возраста. – Мн.: Университетское, 1999.
  5. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности ребенка к школе. –  М.: Педагогика, 2002.
  6. Мухина В.С. Шестилетний ребенок в школе. – М.: Просвещение, 1999.
  7. Обучение, воспитание и развитие детей 6-летнего возраста / Сост. Петрова И.А. – М.: Просвещение, 1990.
Версия сайта для слабовидящих