Государственное учреждение образования «Средняя школа №11 г. Борисова»
телефон: 96-85-15
email: school11@rooborisov.by
222518 г. Борисов, ул. Энгельса, 54 А

Особенности работы с детьми с ОПФР

 

Только тогда станешь

чело­веком, когда научишься

видеть человека в другом.

                                                                                         А. Н. Радищев

 

       Каждый ребенок приходит в школу с огромным желанием учиться, но если не научить его это делать, то с первых шагов школьной жизни он встретится с трудностями, неудачами, которые по­степенно могут погасить его желание учиться. Это вдвойне справедливо для детей с особенностями психофизичес­кого развития (ОПФР).

      Проблема образования людей с ОПФР сегодня чрезвычайно актуаль­на. Количество детей и взрослых, имеющих расстройства физического и психического здоровья, значитель­но возросло. Причин здесь много: техногенная чернобыльская катас­трофа, процессы урбанизации, не­благоприятная экология, отягощен­ная наследственность, алкоголизм и наркомания...

    Современная система специаль­ного образования трансформируется в открытую образовательную систему и базируется на признании того, что нет социально неперспективных де­тей, все дети обучаемы и им гаранти­руется педагогическая помощь и поддержка, а также на признании ценности совместной деятельности и общения учащихся с особенностями психофизического развития и их здо­ровых сверстников. Идея толерант­ности по отношению к иным людям сменяется уважением к ним, на место главенства идеи человеческой по­лезности приходит культура челове­ческого достоинства.

В связи с интеграцией детей с ОПФР в школу общего типа пред­ставляется необходимым использо­вание комплексного, системного подхода к изучению личности ребен­ка, выявление его потенциальных возможностей, создание психолого-педагогических условий для успеш­ной социализации.

        Чтобы оказать действенную по­мощь такому ученику, учителю следу­ет преодолеть ряд сложившихся сте­реотипов. Обычно расположение к ученику зависит от его прилежания и учебных успехов. В классе же интег­рированного обучения необходимо понимание тех проявлений, которые возможны у детей с особенностями развития. Ученики могут быть напря­женными, скованными либо, наобо­рот, развязными. Может наблюдаться тревожность перед учебной ситуаци­ей или безразличие, апатия, инер­тность, пассивность. Поэтому перво­степенная задача учителя в классе интегрированного обучения — вы­звать и закрепить оптимистическое, эмоционально-позитивное отноше­ние детей к школе и учению. Недопус­тимо усугубление негативных ре­акций школьников. Общими усилиями педагога, родителей и дефектолога создается благоприятная для детей среда, которая позволяет каждому двигаться в зоне максимальных воз­можностей, не испытывая диском­форта от пребывания среди успева­ющих сверстников.

         В любой ситуации учителю не­обходимо оставаться спокойным и доброжелательным, ровным и друже­любным по отношению к детям. С осо­бым терпением и тактом он должен от­носится к детям с ОФПР, понимая, что у них могут наблюдаться большая по­движность или, наоборот, скован­ность, упрямство, неадекватные стра­хи и опасения, неуверенность в себе и конфликтность, неспособность сосре­доточиться на учебном задании или неумение отвлечься и переключиться. Могут наблюдаться и вредные привыч­ки: ребенок сосет губы, грызет ногти, гримасничает, подергивается и др.

В учебном процессе широко ис­пользуются невербальные формы общения, которые позволяют ребен­ку получать эмоциональную поддер­жку. К ним относятся:

  • ласковая, ободряющая интонация;
  • небольшое (меньше метра) рассто­яние между учителем и учеником;
  • перцептивные контакты (погла­живание, пожатие руки, визуаль­ный контакт на уровне глаз).

Основная цель общения — со­здание условий для позитивного развития ребенка. Учитель избегает прямых оценок, навешивания ярлы­ков, не спешит ставить диагноз. Главное — включить школьника в учебное взаимодействие, помочь ему преодолеть боязнь и негативное отношение к учению.

         В классе интегрированного обучения учителю нельзя сравнивать результаты работы ученика с ОПФР с достижениями других учащихся. Теку­щая работа учащихся с ОПФР сравни­ваете, только с предыдущей. Дети с особенностями развития очень чув­ствительны к мимике, жестам, темпу речи учителя. Это требует от учителя внимания и терпения.

Таким образом, в организации взаимодействия в системе "учи­тель — ученик" при работе с детьми с ОПФР важными моментами являются:

  • создание условий для форми­рования содержательной учебной мотивации;
  • целенаправленность и систем­ность педагогической работы;
  • ее направленность на результа­тивную подготовку каждого ученика;
  • обеспечение на всех этапах уро­ка благожелательной атмосферы, особенно в ходе опроса, анализа ре­зультатов деятельности школьников;
  • дифференцированный и инди­видуальный подход к учащимся;
  • обеспечение максимальной на­глядности педагогического процесса;
  • стимулирование деятельности детей одобрением, похвалой;
  • широкое использование игро­вых методов и приемов обучения;
  • фиксирование внимания на по­зитивных продвижениях слабоуспева­ющих, избегание негативной оценки деятельности учащихся;
  • создание для детей ситуаций успеха;
  • оказание учащимся необходи­мой помощи разного вида;
  • обеспечение согласованности действий педагогического коллекти­ва и родителей, информирование о работе друг друга и ее результатах.

  • Информация для педагогов, работающих c детьми с ОПФР 

    Общие рекомендации

    Всем педагогам необходимо еще раз пересмотреть свое понимание “справедливости“. Относиться ко всем учащимся одинаково вовсе не означает быть справедливым. Быть справедливым – это предоставлять каждому учащемуся все то, что ему требуется, удовлетворять всем его потребностям. Надо помнить, что у некоторых учеников может наблюдаться неврологическое состояние, которое они не всегда могут контролировать. Такие ребята, конечно же, отличаются от остальных, они другие, но быть другим еще не означает быть дефектным или ущербным. В школах обучаются дети с разной степенью отклонения. Отклонение может быть заметно сразу или, наоборот, быть едва заметным, такое отклонение могут обнаружить только в средней школе или институте, а могут и вообще не обнаружить в течение всей жизни.

  • Чем раньше у ребенка обнаружат какое-либо отклонение, тем больше шансов его вылечить. В процессе обучения учеников старшего возраста вам придется научиться справляться с разными ситуациями, возможно даже суметь защитить себя.

  • Очень важно помнить, что детям с ограниченными возможностями может понадобиться много времени, чтобы запомнить какую-либо новую информацию, и они могут быстро устать. При объяснении нового материала старайтесь говорить медленнее, чтобы учащиеся успевали следить за вашим рассказом.

  • Убедитесь в том, что все ученики чувствуют себя комфортно и защищено в классе в вашем присутствии. Помните о том, что в жизни ваших учеников каждый день происходят какие-то события: как хорошие, так и плохие. Из-за несовместимости настроений учащихся может возникнуть проблема, в результате которой дети с ограниченными способностями будут чувствовать себя ущемленными и обиженными.

  • Познакомьтесь с родителями ребенка. Заинтересовывайте и подключайте их к процессу. Действуйте сообща. Вам нужна взаимопомощь. Вы должны встречаться с родителями один раз в день / неделю / месяц, в зависимости от необходимости. Вы можете делать это на собраниях, можете созваниваться по телефону или писать друг другу по электронной почте.

  • Продолжайте заниматься самообразованием, не останавливайтесь на достигнутом. Зарекомендуйте себя как специалиста. Не бойтесь признать, что вы чего-то не знаете.
     

  •  

    Правила работы с детьми, имеющими трудности в обучении

    Памятка для родителей

     

      • Принимать ребёнка таким. Каким он есть. Исходить из интереса ребёнка.
      • Строго придерживаться определённого режима и режима ребёнка.
      • Соблюдать ежедневные инструкции по безопасности.
      • Научиться улавливать малейшие вербальные и невербальные сигналы ребёнка, свидетельствующие о его дискомфорте.
      • Чаще присутствовать в группе или классе, где занимается ребёнок.
      • Как можно чаще разговаривать с ребёнком.
      • Обеспечить комфортную обстановку для общения и обучения.
      • Терпеливо объяснять смысл его деятельности, используя чёткую наглядную информацию (схемы, карты и т.п.)
      • Не шумите, не привлекайте внимание к ребёнку.
      • Не говорите ребёнку обидные слова.
      • Избегать переутомления ребёнка.
      • Упорные занятия и создание благоприятной среды. Это большой труд родителей и педагогов, который почти всегда приносит плоды.
      • Держите специальные карточки для детей с неустойчивым вниманием, где написана последовательность действий).
      • При правильном уходе, коррекции, занятиях и поддержке родителей и педагогов дети могут вести нормальную жизнь. Обучаться, работать и быть счастливыми).
      • Дайте больше любви, побольше проводите время и чаще хвалите своего ребёнка. Послушайте их, даже если не понимаете их. О чём речь? Неслышащие дети все разные. Но это очень добрые дети. С чистой душой! Как общество будет воспринимать детей, зависит от нас. Только их нужно поддерживать во всех делах, начинаниях.
      • В случае вопросов, связанными с трудностями в обучении обратитесь к психологу и он обязательно окажет вам поддержку и помощь.
      • Уберите опасные предметы.
      • Сохраняйте спокойствие, если ребёнок сопротивляется переменам, проявляет импульсивность, и не выполняются инструкции.
      • Не думайте, что ребёнок избалован.
      • Не критикуйте ребёнка.
      • Чем больше такие дети получают ласку и любовь, тем больше мы добиваемся положительных результатов.
  • Речевая среда. Влияние речевой среды на развитие ребёнка

    Формирование речи ребенка зависит от многих факторов. Конечно, основополагающим является речь родителей и ближайшего окружения. Правильная, красивая речь взрослых людей благотворно влияет на развитие малыша, но, к сожалению, не всегда ребенок растет в гармоничной речевой среде.

    Прежде всего, стоит отметить, чем раньше родители начинают общаться с ребенком, тем перспектива полноценного речевого развития малыша реальнее. Очень важен процесс общения малыша с мамой, как вербального, так и невербального. Для полноценного развития речи ребенку, особенно на ранних этапах развития, необходим образец речи. В семье этим образцом обычно становятся родители, которые с момента появления ребенка несут ответственность как за его развитие в целом, так и за развитие речи в частности. Стоит помнить, что с ребенком необходимо разговаривать, обсуждать, рассуждать.

    Помимо правильного и красивого образца для речи, который может предоставить родитель, ребенку полезны, а часто просто необходимы, беседы. Это необязательно четко структурированные и организованные занятия. Это может быть беседа в конце дня о том, как у ребенка прошел день, это может быть обсуждение просмотренного вместе мультфильма, прочитанной книги, обсуждение характера героев, их поступков и поведения. Взрослый должен побуждать ребенка строить собственное речевое высказывание, учить высказывать свою мысль. Кроме всего прочего, родителям необходимо приходить на помощь ребенку, когда возникают сложности с подбором нужного слова, построением предложения.

    Почему возникают нарушения в развитии речи ребенка?

    Стоит отметить, что в случае пагубного влияния сбивчивой речи родителя, нарушения в развитии речи могут возникнуть даже у нормально развивающихся детей. Соответственно, сложно оценить степень урона, наносимую в ситуации, когда ребенок, первоначально имевший речевую патологию, попадает в неблагоприятную речевую среду.

    Причиной плохого звукопроизношения может явиться неправильная речь окружающих взрослых или общение ребенка с детьми, имеющими неправильное произношение. В этом случае отрицательно сказывается навык подражания, поэтому родители должны по возможности устранить негативное влияние и следить за тем, чтобы ребенок подражал примерам правильной речи.

    Ответственные родители стараются воздействовать на формирование речи ребенка с раннего возраста, заботятся о том, чтобы он слышал правильную, спокойную, неторопливую, четко интонированную речь. Родители и окружающие ребенка взрослые должны говорить, правильно артикулируя каждый звук и четко выговаривая окончания слов. Особенно отчетливо следует произносить новые для ребенка слова. Ни в коем случае нельзя «подстраиваться» под неправильную детскую речь, недопустимо искажать слова и сюсюкать. Следует помнить, что дети, подражая взрослым, копируют их.

    Основные правила, которые помогут ребенку в преодолении речевых дефектов и полноценном становлении его речи.

    К подобным правилам стоит отнести следующие:

  • Правильная, грамотная и выразительная речь взрослых.
  • Проговаривание действий, называние предметов при общении с детьми раннего возраста (накапливание пассивного словаря)
  • Создание ситуаций, когда ребенок в раннем возрасте должен выразить свое желание словесно.
  • Четкое проговаривание неправильносказанных ребенком слов, акцентирование его внимания на правильном образце.
  • Создание благоприятной речевой среды, организация игр, провоцирующих речевую активность детей.
  • Создание благоприятного климата в семье, располагающего к общению всех членов семьи.
  • Организация свободного времени ребенка с помощью различных кружков, секций, общения со сверстниками.
  • Своевременное обращение за консультацией к специалисту, при отклонениях в развитии речи ребенка.

 

Дети с особенностями психофизического развития и их особые образовательные потребности

К детям с особенностями психофизического развития относят детей: с интеллектуальной недостаточностью, нарушением слуха; нарушениями зрения; с тяжелыми речевыми нарушениями; нарушениями опорно-двигательного аппарата; трудностями в обучении; с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы (ранний детский аутизм), тяжелыми и (или) множественными нарушениями.

Почему так важно обеспечить детям с особенностями в развитии доступ к специальному, особым образом организованному и построенному, образованию? Дело в том, что ребенок с особенностями в развитии - это ребенок, у которого наряду с общими для всех детей образовательными потребностями, есть особые образовательные потребности, удовлетворить которые можно только в условиях специального обучения.

Они нуждаются в комплексной реабилитации, сочетающей медицинскую, психолого-педагогическую и социальную помощь, причем помощь индивидуализированную

В человеческой культуре, в каждом обществе существует специально созданное образовательное пространство, которое включает в себя традиции и научно обоснованные подходы к обучению детей разных возрастов в условиях семьи и специально организованных образовательных учреждений. Первичные отклонения в развитии приводят к выпадению ребенка из этого социально и культурно обусловленного образовательного пространства, грубо нарушается связь с социумом, культурой как источником развития. Столь же грубо на самых ранних этапах нарушается связь родителя и ребенка, так как взрослый носитель культуры не может, не знает, каким образом передать ребенку с нарушениями в развитии тот социальный опыт, который его нормально развивающийся сверстник приобретает спонтанно, без специально организованных дополнительных и специфичных средств, методов, путей обучения.

По отношению к ребенку с нарушениями в развитии перестают действовать традиционные способы решения традиционных образовательных задач на каждом возрастном этапе. Самой лучшей характеристикой этой ситуации - является метафора Л.С. Выготского о "социальном вывихе" ребенка с нарушениями в развитии как основной причине детской дефективности - "Физический дефект вызывает как бы социальный вывих, совершенно аналогично телесному вывиху, когда поврежденный член - рука или нога - выходят из сустава, когда грубо разрываются обычные связи и сочленения и функционирование органа сопровождается болью и воспалительными процессами... Если психологически телесный недостаток означает социальный вывих, то педагогически воспитать такого ребенка - это значит вправить его в жизнь, как вправляют вывихнутый и больной орган" (Л.С.Выготский, 1995).

Преодоление социального вывиха можно осуществить исключительно средствами образования, но не массового, а специально организованного, особым образом построенного и предусматривающего "обходные пути" достижения тех образовательных задач, которые в условиях нормы достигаются традиционными способами.

Ключевым понятием для определения целей и задач реабилитации через образование является понятие "особые образовательные потребности".

Исходя из того, что первичное нарушение приводит к ситуации "социального вывиха", попытаемся определить в чем именно нуждается такой ребенок в процессе образования. Он нуждается в том, чтобы:

  • первичное нарушение в развитии было выявлено как можно раньше;
  • специальное обучение начиналось сразу же после диагностики первичного нарушения в развитии, независимо от возраста ребенка. Так, если нарушение слуха или зрения выявлено в конце первого месяца жизни ребенка, то и специальное обучение должно начинаться в первые месяцы жизни. Крайне опасна ситуация, когда после выявления первичного нарушения все усилия взрослых направлены исключительно на лечение ребенка, т.е. реабилитацию средствами медицины. Игнорирование целенаправленной психолого-педагогической помощи приводит к необратимым потерям в достижении возможного уровня развития ребенка;
  • в содержание обучения были введены специальные разделы, направленные на решение задач развития ребенка, по понятным причинам отсутствующие в содержании образования нормально развивающегося сверстника. Например, позднооглохшие дети нуждаются в специальных занятиях по обучению чтению с губ, обеспечивающему адекватное восприятие устной речи; глухие и слабослышащие нуждаются в специальном курсе занятий по развитию слухового восприятия и формированию произношения, специальном курсе развития словесно-логического мышления; дети с нарушением зрения, интеллекта, множественными нарушениями, нуждаются в специальном разделе обучения - социально-бытовая ориентировка; дети с различными нарушениями нуждаются в целенаправленной поддержке социально-эмоционального развития, формировании механизмов сознательной регуляции собственного поведения и взаимодействия с окружающими людьми и др.;
  • строились "обходные пути" обучения, использовались специфические средства и методы, которые не применяются в традиционном образовании. Так, значительно более ранее, чем в норме, обучение глухих детей дошкольного возраста грамоте является одним из "обходных путей" формирования их словесной речи; для обучения чтению слепых детей применяется шрифт Брайля; одним из обходных путей развития письменной речи является обучение компьютерным технологиям работы с текстом на первых годах школьного обучения и др.;
  •  регулярно осуществлялся контроль за соответствием выбранной программы обучения реальным достижениям, уровню развития ребенка;
  •  пространственная и временная организация образовательной среды соответствовала возможностям ребенка. Например, аутичные дети нуждаются в особом структурировании жизненного и образовательного пространства, облегчающем им понимание смысла происходящего и обеспечивающего возможность предсказать ход событий, планировать свое поведение;
  • все окружающие взрослые были подготовлены и реально участвовали в решении особых образовательных задач и за пределами образовательного учреждения, и их усилия были скоординированы;
  • реабилитация средствами образования не заканчивалась периодом школьного обучения. Ребенок с выраженными нарушениями в развитии нуждается в реабилитации средствами образования на протяжении всей своей жизни, хотя с возрастом ее задачи будут принципиально меняться;
  • процесс реабилитации средствами образования осуществлялся квалифицированными специалистами, компетентными в решении развивающих и коррекционных задач обучения.

Вовремя начатая и грамотно построенная реабилитация средствами образования позволяет предупредить появление дальнейших отклонений в развитии вторичной и третичной природы, скоррегировать уже имеющиеся нарушения и значительно снизить степень социальной недостаточности, достичь максимально возможного для каждого ребенка уровня общего развития, образования, социальной интеграции. Удовлетворение особых образовательных потребностей ребенка это одно из базовых условий его психического здоровья и развития.

Понятно, что, стремясь к использованию тех неоспоримых выгод, которые дает ребенку с нарушениями в развитии его интеграция в среду нормально развивающихся сверстников, мы должны оценивать, как в этих условиях могут быть обеспечены и столь необходимые для него особые условия развития. Т.е полноценная интеграция такого ребенка в обычную образовательную среду невозможна вне его специальной поддержки и, соответственно, вне тесного взаимодействия учреждений массового и специального образования.  


 

Психолого-педагогическое сопровождение детей с особенностями психофизического развития

Оптимальный результат при организации образовательного процесса и социальной адаптации ребенка с ОПФР может быть достигнут только при условии тесного взаимодействия администрации учреждения образования, социально-педагогической и психологической службы, учителей, воспитателей, учителей-дефектологов и родителей детей. Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ОПФР является важной частью и обязательным условием организации интегрированного обучения и воспитания.

Задачи психолого-педагогического сопровождения: обеспечение доступности образования для ребенка с ОПФР, создание адаптивной образовательной среды; формирование готовности и способности всех участников образовательного процесса к взаимодействию с детьми с ОПФР; включение детей с ОПФР в активное взаимодействие в образовательном пространстве.

Возможны две формы организации психолого-педагогического сопровождения детей с ОПФР в условиях интегрированного обучения и воспитания:

- в рамках деятельности социально-педагогической и психологической службы учреждения образования;

- в рамках деятельности группы психолого-педагогического сопровождения.  

Специфика организации психолого-педагогического сопровождения детей с ОПФР в конкретном учреждении образования зависит от ряда факторов: контингента детей с ОПФР; времени нахождения ребенка с ОПФР в учреждении образования; уровня педагогической компетентности коллектива учреждения образования в вопросах организации обучения и воспитания детей с ОПФР.

В соответствии с п.10 Инструкции в учреждении образования осуществляется социально-педагогическая поддержка обучающихся и оказание им психологической помощи социально-педагогической и психологической службой учреждения образования. 

В случае, если ребенку с ОПФР требуется оказание помощи в большем объеме, в учреждении образования может быть создана группа психолого-педагогического сопровождения по решению руководителя учреждения, который издает соответствующий приказ.

Деятельность специалистов, осуществляющих психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ОПФР, может быть реализована в двух направлениях:

– профилактическое: предупреждение трудностей в адаптации и обучении ребенка с ОПФР;

– актуальное: оказание конкретной помощи специалистов ребенку с ОПФР в преодолении возникших трудностей в обучении, взаимодействии и т.д.

Для обеспечения комплексного подхода к оказанию помощи ребенку с ОПФР в учреждении образования заполняется «Диагностическая карта психолого-педагогического сопровождения» (Приложение 1) и на её основе при необходимости составляется «Индивидуальная карта психолого-педагогического сопровождения» (Приложение 2).

Деятельность специалистов социально-педагогической и психологической службы отражается в планах работы, материалах по организации и оказанию помощи обучающимся в условиях интегрированного обучения и воспитания, отчетах и аналитических материалах.

Деятельность группы психолого-педагогического сопровождения (в случае ее создания) отражается в плане работы группы психолого-педагогического сопровождения детей с ОПФР, индивидуальных картах психолого-педагогического сопровождения, рабочих материалах заседаний группы, аналитическом отчете. 

 

Источник: МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ РАБОТЫ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ( Заместитель Министра образования Республики Беларусь Р.С. Сидоренко от 26 августа 2016 г.)

 

Для сведения:

Задачи психолого-педагогического сопровождения:

•        предупреждение возникновения проблем развития ребёнка;

•     помощь в разрешении трудностей в обучении, в профессиональной подготовке и ориентации, во взаимоотношениях с окружающими (учителями, сверстниками, родителями);

•         коррекция эмоционально – волевой сферы;

•         психолого – медико – педагогическое сопровождение образовательных задач;

•        всестороннее обсуждение проблем в развитии ребёнка специалистами разного профиля;

•        утверждение схем и программ сопровождения и коррекции, согласование их с родителями;

•        коллегиальное, последовательное решение задач по работе с ребёнком;

•        рассмотрение конфликтных аспектов;

•        включение родителей в деятельность группы сопровождения;

•        повышение компетентности специалистов в смежных направлениях.

Принципы психолого-педагогического сопровождения.

1.    Рекомендательный характер.

2.    Приоритет интересов сопровождаемого.

3.    Непрерывность сопровождения.

4.    Мультидисциплинарность.

Этапы сопровождения:

1.    Аналитический.

2.    Диагностический.

3.    Практический.

4.    Рефлексивный.

Факторы успешной работы группы:

•         необходимость тщательной диагностики;

•          необходимость дополнительных усилий по адаптации детей в непривычных условиях;

•          необходимость чёткого взаимодействия всех специалистов учреждения на всех этапах сопровождения с особым учётом рекомендаций врача;

•          необходимость сочетания образовательной, коррекционной и лечебной деятельности;

•       необходимость отработанной динамической системы гибкого перевода с одного варианта обучения на другой в зависимости от динамики и возможностей ребёнка;

•          включение родителей в сопровождение как участников реабилитационного процесса.

Функции участников группы психолого-педагогического сопровождения.

Представитель администрации.

• руководитель службы сопровождения:

• перспективное планирование деятельности службы;

• координация деятельности и взаимодействия специалистов;

• контроль над организацией работы, анализ эффективности.

Учитель-дефектолог.

•         проведение педагогической диагностики и уточнение индивидуального образовательного маршрута;

•         осуществление образовательной работы;

•         осуществление коррекционной деятельности (индивидуальные и групповые формы).

Учитель класса.

•         выявление уровня сформированности целенаправленной деятельности (прежде всего по данным оценки учебно-познавательной и трудовой деятельности);

•         учет индивидуальных особенностей ребенка, особенностей коммуникативной культуры и активности при реализации коррекционных задач в образовательном процессе; создание ситуации успеха.

Воспитатель группы продленного дня.

•         определение навыков самообслуживания согласно возрастному этапу;

•         реализация рекомендаций учителя, учителя-дефектолога, психолога в свободной, коммуникативной, общественной или социально-значимой деятельности детей.

Педагог-психолог:

•         психологическая диагностика;

•         психокоррекция;

•         психологическое консультирование;

•         разработка  рекомендаций другим специалистам.

Педагог социальный:

•         объективное изучение условий жизни и семейного воспитания ребенка;

•         изучение социально-психологического климата и стиля воспитания в семье;

•         решение конфликтных социальных проблем в пределах компетенции.

Медицинский работник:

•         организация и контроль антропометрии;

•         разработка медицинских рекомендаций для педагогических работников в целях обеспечения здоровьесберегающей среды;

•         обеспечение повседневного санитарно-гигиенического режима;

•         ежедневный контроль за психическим и соматическим состоянием воспитанников.

Области деятельности специалистов.

Педагог-психолог.

•         результаты познавательной сферы ребенка;

•         особенности эмоционально-волевой сферы, поведенческие особенности ребенка, характер самооценки.

•         особенности межличностных отношений ребенка;

•         итоги промежуточного анализа хода развития ребенка.

Педагог социальный.

•         характеристика семьи ребенка, особенностей взаимоотношений и стиля воспитания;

•         жилищно-бытовые условия, наличие оборудованного уголка для занятий и игры, детской литературы, игр и игрушек;

•         конфликтные аспекты в работе с семьей.

Учитель-дефектолог.

•         трудности в усвоении программы;

•         поведенческие особенности ребенка;

•         рекомендуемая учебная программа и предложения по оптимизации образовательного процесса в отношении рассматриваемого ребенка (индивидуальный образовательный маршрут);

•         особенности речевого развития ребенка;

•         итоги промежуточного анализа хода развития ребенка;

•         возможности коррекции и прогноз.

 Воспитатель.

•         навыки самообслуживания;

•         характер и взаимоотношения в коллективе детей и взрослых;

•         особенности игровой, конструктивной, изобразительной деятельности детей;

•         формирование социальных связей, подготовка к продуктивному сотрудничеству с другими людьми.

 Учитель музыки.

•         способности к творческой деятельности;

•         возможности использования  эстетопсихотерапевтических     приемов в коррекции проблем ребенка.

 Учитель физической культуры.

•         активность на занятиях;

•         предпочтения в упражнениях;

•         понимание команд, координация движений.

Организация взаимодействия  специалистов группы психолого-педагогического сопровождения.

• Создание службы сопровождения ребёнка как организационной структуры образовательного учреждения:

 - определение целей и задач;

 - определение состава;

 - назначение руководителя;

 - определение направлений деятельности.

• Организация динамических связей между специалистами в процессе работы.

• Создание и поддержание в коллективе сопровождения атмосферы всеобщей заинтересованности в результате труда, взаимопонимания и взаимного уважения к профессиональным  и личностным качествам коллег.

• Создание условий для результативного труда «команды», исходя из профессиональных требований к работе каждого специалиста.

• Обучение специалистов в новой логике взаимодействия: комплексности и мультидисциплинарности в решении проблем ребёнка и его семьи.

• Внесение  корректив в работу команды для повышения  результативности.

 

Рекомендации педагогу по осуществлению психолого-педагогического сопровождения ребёнка с особенностями психофизического развития в условиях общеобразовательной школы:

- обобщать информацию о педагогических аспектах статуса школьника (собственные наблюдения, беседы с педагогами);

- систематически отслеживать психолого-педагогический статус ребёнка и динамику его развития в процессе обучения и воспитания;

- максимально использовать различные формы внеклассной работы с целью интеграции учащихся с особенностями психофизического развития в общество;

- организовывать и проводить просветительскую работу среди родителей (родительские собрания, беседы, консультации и т.д.), оказывать помощь в вопросах получения информации относительно специфики организации образования их ребёнка, выработке у них реалистического восприятия нарушения ребёнка;

- формировать у учащихся класса адекватное отношение к учащимся с особенностями психофизического развития, воспитывать чувства взаимопомощи и стремления к сотрудничеству;

- формировать у детей с особенностями психофизического развития положительное отношение к своим сверстникам, адекватное социальное поведение;

- оказывать помощь учителям в формировании положительных социальных установок и преодолении стереотипов по отношению к детям с проблемами в развитии;

- учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка с особенностями психофизического развития, развивать у него веру в свои силы и возможности;

- создавать  атмосферу  эмоционального  комфорта  на  занятиях  с  целью сохранения  физического, психического и нравственного здоровья;

- принимать участие в создании коррекционно-развивающей среды для детей с особенностями психофизического развития через использование средовых ресурсов;

- осуществлять консультирование законных представителей ребенка;

- принимать участие в составлении программы сопровождения ученика с особенностями психофизического развития ;

- принимать участие в работе психолого-педагогического консилиума;

- соблюдать профессиональную этику.

Версия сайта для слабовидящих