ГУО «Средняя школа №11 г. Борисова»
телефон: 96 85 15
222120 г. Борисов, ул. Энгельса, 54 А

Социальная дезаптация

Социальная дезаптация:

сущность, причины, механизмы     профилактики

Школьная дезаптация - это несоответствие психофизического и социопсихологического состояния ребенка требованиям школьного обучения, при котором овладение знаниями, умениями и навыками становится затруднительным, в крайних случаях – невозможным.

Социальная дезаптация – более глубокая степень дезадаптация, чем школьная. Ей свойственны асоциальные проявления:

 - сквернословие;

 - курение;

 - употребление алкоголя, наркотиков, психотропных веществ;

- дерзкие выходки;

- отчуждение от семьи и школы,

 что приводит к снижению или утере мотивации к учению, познавательной деятельности,трудностям в профессиональном определении, снижению уровня нравственных и ценностных представлений.

 

Наиболее типичной и распространённой причиной социальной дезаптации на  подростковом  этапе выступает незавершённость процесса развития личности, негативное влияние семьи и ближайшего социального окружения. Порой социальная дезаптация выступает как средство самоутверждения, протест против действительности, требований со стороны взрослых.

 

   Отмечено, что в подростковом возрасте сильное влияние на социализацию оказывают так называемые «свои группы», компании, нежелание от них отстать, быть как все.

Подростковый возраст - это переходный период от детства к самостоятельной жизни, промежуточная стадия между детством и взрослостью.

Первостепенное значение для несовершеннолетнего в таком  возрасте приобретает общение со сверстниками

Молодой человек, находясь в среде сверстников, должен испытывать эмоциональное благополучие, чувствовать себя защищённым, востребованным среди других членов коллектива, испытывать удовлетворённость своей деятельностью и взаимоотношениями.

   В качестве причин, обуславливающих социальную дезаптацию, исследователи выделяют низкую самооценку. Самооценка, т.е. оценка своих возможностей, качеств, своего места в социуме, выступает важным регулятором поведения и поступков

Неблагополучные отношения в семье также порождают социально дезаптированных  детей. Развиваясь в социально- неблагополучной семье, несовершеннолетние усваивают её нормы и ценности,  считая их правильными, так как не имеет альтернативного опыта жизни в благополучной среде.

Характерные особенности современной семьи - конфликтность, недостаточно обозначенная подготовленность супругов  к выполнению своих родительских обязанностей по успешной социальной адаптации подрастающего поколения, экономическая и социальная независимость в семье женщины.

В результате, наблюдая сцены аморального образа жизни родителей, дети  испытывают негативное отношение к обучению, становятся социально и педагогически запущены, вовлекаются в криминальные группы, повторяют жизненный путь своих родителей.

Общаясь с друзьями, сверстниками, он усваивает нормы и способы социального поведения, вырабатывает критерии оценивания себя и других.   

Замечено, что семья зачастую теряет свою притягательность по сравнению с группой сверстников. Как правило, родители не всегда с учётом интересов подростка  пытаются найти нужный тон в общении с ним, вдумчиво и осознанно подойти к проблемам и путям их.

Практика показывает, что для современной семьи в большинстве своём характерны следующие типы воспитания детей: диктат, опека, мирное сосуществование на основе  невмешательства, сотрудничество.

В современных внешне  благополучных семьях достаточно распространён такой тип семейного воспитания, как мирное сосуществование на основе невмешательства: молодые, зачастую достаточно образованные, родители придерживаются принципа: дети должны расти самостоятельными, независимыми,раскованными, свободными. К детям в таких семьях, как правило, предъявляется минимум требований, правил и норм поведения.

Социальная адаптация несовершеннолетнего в семье должна ориентироваться  на его индивидуальность, учёт возрастных особенностей.

Основными принципами благополучной социальной адаптации несовершеннолетних в системе семейного воспитания должны выступать доверительность и такт, принятие подростка таким, каков он есть, вера в его возможности, опора на положительные качества, которые проявляются в тесном единстве с воспитанием в учреждении образования.

  В последнее время заостряется внимание на проблеме жестокости и насилия в семьях по отношению к детям. В силу полного отсутствия элементарной педагогической культуры в таких семьях царит атмосфера психологической травматизации:  родители не стремятся вникнуть в проблемы растущей личности, понять внутренний мир подростка, помочь ему. Многие неблагополучные семьи являются таковыми уже не в первом поколении. Они не видят и не хотят осознавать, что проблемы их детей заключаются в них самих. Родители неблагополучных семей живут в своём мирке, озабочены только своими потребностями.

 

Семья и школа представляют единый механизм в социальной адаптации личности растущего человека.

 

Деятельность педагогического всеобуча должна быть направлена на повышение педагогической культуры родителей. Она должна строиться с учётом их индивидуальных запросов, изучения и анализа положения подростка в семье.

            Одно из типичных проявлений социальной дезаптации- нежелание учиться, которое проявляется в отставании в учёбе, низкой успеваемости, полном безразличии к учебной деятельности, пребыванию в коллективе, уходе в асоциальные группы, увлечение алкоголем, наркотиками. Замечено, что данная категория несовершеннолетних, как правило изначально плохо подготовлена к обучению, не выполняет домашних заданий, выражает безразличие к результатам успеваемости, что в итоге порождает учебную дезаптацию:

 - изначально затруднения в изучении одного либо нескольких предметов;

- нарушение дисциплины;

- пропуски и прогулы занятий без уважительных причин;

- подавление учебной мотивации, интереса к  избранной профессии.

Учебная (школьная) дезаптация - аспект социальной проблемы, так как  учреждение образования - социальная среда для подрастающих поколений, в  которой они проводят достаточное количество, вступая в социальные контакты.

Социальные характеристики "трудных" детей и подростков сложны и многообразны, но общим для этой категории признаком является активное сопротивление воспитанию, неприятие тех средств воздействия, которые являются результативными для большинства воспитуемых.

Анализ социальной среды школы

категория

2014/2015

2015/2016

2016/2017

На 01.01.2018

ИПР

11

5

3

3 (5)

ВК

2

2

1

2

СОП

4/8

3/7

3/5

1/2  (2/3)

многодетные

22/69

27/86

30/92

36/114

сироты

2

2

2

2

 

опека

9

8

6

6

малообеспеченные

 

 

 

 

 

Если проблемы подростка не решаются, то они углубляются, приобретают комплексность.

 

Для выявления причин и условий, способствующих возникновению и распространению дезаптации детей и подростков, а также разработку мер по их предупреждению, существует профилактическая деятельность.

 

Социальная профилактика дезаптации среди несовершеннолетних включает в себя следующие основные направления:

определение  характера  и причин отклонений, вызвавших  дезадаптацию несовершеннолетнег оподростков;

-  составление и реализация индивидуального плана защиты прав и законных интересов несовершеннолетнего,  находящегося в социально опасном положении  на основании социального расследования , разработка  и осуществление плана индивидуально-профилактической работы для категории ИПР , способных оздоровить социальную ситуацию;

 

осуществление дифференцированного подхода в выборе  воспитательно-профилактических средств психолого-педагогической коррекции отклоняющегося поведения;

- обеспечение социально-психологической реабилитации  дезаптированных  несовершеннолетних

  Решение проблем профилактики дезаптации среди несовершеннолетних должен носить  комплексный характер.

Но одним из важнейших факторов эффективной работы по профилактике девиантного поведения подростка является  хорошо организованный досуг.

Досуг — это время свободного выбора занятий, друзей, развлечений.

Подростки с дезадаптивным поведением самоутверждаются чаще всего в сфере свободного времени, вот почему для этой категории проблема организации их досуга имеет такое значение.

Характер проведения свободного времени и ценностных ориентаций в сфере досуга определяет направленность поведения несовершеннолетнего. Но, как правило, дети социально дезаптированные не желают разумно и полезно использовать  свое свободное время.

По своему социальному назначению школа всегда была и остаётся центром воспитательной работы, а  поэтому основная цель  педагогического коллектива  - это проведение   воспитательной  работы, направленной  на  становление личности учащихся, формирования у них социально- нравственных норм  и оказание помощи родителям в правильном воспитании детей.

В заключении сказанному: социальная практика многих развитых стран свидетельствует, что правильно организованная профилактическая работа в среде детей и подростков приносит значительный общесоциальный эффект, а также уменьшает число девиаций в молодежной среде,  т.е. чем успешнее профилактика, тем меньше приходится затрачивать усилий и средств на реабилитацию дезаптированных детей и подростков.

Версия сайта для слабовидящих