Государственное учреждение образования «Средняя школа №11 г. Борисова»
телефон: 96-85-15
email: school11@rooborisov.by
222120 г. Борисов, ул. Энгельса, 54 А

Роль игровой деятельности в 1 классах

Роль игровой деятельности

в обучении детей шестилетнего возраста

      Основные задачи первого года обучения – компенсировать недостатки в подготовке ребенка к школе, создать условия для адаптации к новой среде, заложить основы успешности учения.

      Нельзя не учитывать, что ведущий вид деятельности шестилетних детей – это  игра, поскольку именно в игре возникают основные новообразования младшего школьника, формируются нравственные основы личности, нормы общественного поведения. Игра создает прекрасную возможность для удовлетворения и развития потребностей ребенка в самоутверждении, признании, развития мотивационной сферы, желания учиться. Именно в рамках игры закладываются основы действий контроля и оценки.

      В процессе игры происходят важные изменения в психике ребенка, развиваются психические процессы: внимание, память, восприятие, воображение, мышление, которые используются в школе в новом качестве, а также нравственные и физические возможности ребенка. Игра – это и специальная форма познавательной деятельности. В ней ребенок воплощает пережитый опыт и дополняет его в соответствии с теми образами, которые отводит себе и другим участникам.

      Эмоции взаимодействуют со всеми психическими процессами: восприятием, ощущением, воображением, памятью, мышлением. Непрожитые эмоции создают комплексы, которые блокируют развитие мышления ребенка. Игра дает возможность ребенку пережить ощущение свободы, эмоционального комфорта, осуществить любые привлекающие его действия, попробовать себя в разных ролях.

      Совместная игра невозможна без согласованных действий ее участников. Здесь, помимо игровых отношений, возникают реальные взаимоотношения: дети учатся договариваться, обсуждать, вносить предложения, прислушиваться к советам, следовать установленным ими же самими нормам. Поэтому именно в коллективных играх происходит формирование «детского общества», преодоление эгоцентризма.

      Учебная деятельность шестилеток должна «вырасти» из игры. Если ребенок «доиграл», считает Д.Б. Эльконин, он достаточно легко включится в учебную деятельность, освоит все структурные элементы учебного процесса. Когда же ребенок «не доиграл», игровая мотивация сохраняется еще долгое время, мешая осваивать учебную деятельность, осложняя обучение, понижая интерес к учебе.

      Все выше сказанное еще раз доказывает, что игра – один из методов обучения и воспитания первоклассников и должна занимать особое место в обучении и воспитании детей. Поэтому целесообразно в первый год обучения проводить уроки в игровой форме, использовать игровую мотивацию заданий («Кто самый внимательный?», «Самый аккуратный» и т.д.) Особенно необходимо использование игр в период адаптации к школьной жизни, при проведении курса «Введение в школьную жизнь».

      Однако педагогу, работающему с детьми, нельзя забывать, что должный эффект дает только правильно организованная и уместно использованная игра. Важно обращать внимание на то, для чего, с какой целью можно включить в занятие определенную игру, чтобы она не нарушила логику построения урока и не затмила внешним эффектом основного содержания.

      Спектр целевых ориентаций педагогических игр достаточно широк:

1) Дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность, применение ЗУН в практической деятельности, формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности; развитие общеучебных умений и навыков; развитие трудовых навыков.

2) Воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли, формирование определенных подходов, позиций; нравственных, эстетических и мировоззренческих установок, воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности.

3) Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умения сравнивать, сопоставлять, находить аналогии; развитие воображения, фантазии, творческих способностей, эмпатии, рефлексии, умения находить оптимальное решение; развитие мотивации УД.

4) Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества, адаптации к условиям среды, овладение стрессовым контролем, саморегуляцией; обучение общению; психотерапия.

      При разумном использовании игры различных типов могут оказать неоценимую помощь в развитии личности ребенка, т.е. стать развивающими.

      Подвижные игры содействуют общему физическому развитию, воспитанию смелости и ловкости, быстроты и координации движений, чувства равновесия и пространственной ориентации детей. Игры-эстафеты, физкультурные праздники способствуют формированию коллективизма, инициативности, чувства взаимопомощи, справедливости, доброжелательности. Дети усваивают правила честной игры и состязаний: выиграть честным путем, радоваться успехам товарищей, не падать духом в случае поражения.

      В сюжетно-ролевых играх дети воспроизводят мир человеческих отношений. Ролевые игры развивают у детей инициативу и творческое воображение, способность настойчиво, в течение относительно длительного времени осуществлять свои замыслы; воспитывают умение действовать в соответствии со взятой на себя ролью и общим игровым замыслом, создавать необходимые условия для игры, изготавливать игровые атрибуты, сооружать постройки. Эти игры приучают ребенка к выполнению правил общежития, овладению навыками культуры.

      Игры-драматизации расширяют возможности игрового творчества.

      Все темы сюжетно-ролевых игр конкретизируются в воспитательно-образовательной работе на уроках, в самостоятельной деятельности во внеклассных мероприятиях. С этой целью используется чтение, рассматривание иллюстративного материала, групповые и индивидуальные беседы, экскурсии, ручной труд, художественная деятельность.

      Дидактические игры включаются в процесс организованного обучения и одновременно могут широко использоваться в самостоятельной деятельности. Они являются одним из важных источников речевого и умственного развития детей, способствуют закреплению знаний, полученных во время учебных занятий, пробуждают интерес к познанию нового, развивают любознательность.

      В игровой деятельности детей шестилетнего возраста широко используются настольно-печатные игры. Некоторые виды лото и парные картинки знакомят детей с отдельными предметами, животными и птицами, овощами и фруктами, их качествами и свойствами. Многие игры помогают уточнить представления о сезонных явлениях. С дидактической целью используются также домино с изображением числовых фигур и картинок, шашки, шахматы, мозаика.

      Конструирование из строительных материалов и строительные игры являются органичной частью сюжетно-ролевых игр. Конструирование может предшествовать игре или необходимость в нем может возникнуть в процессе игры. Иногда процесс конструирования является собственно игрой. В строительных играх развивается устойчивость внимания, умение задумать постройку и выполнить ее, добиться намеченного результата. В этих играх развивается точность восприятия, зрительный анализ, чувство пропорции и симметрии, художественный вкус.

      Какая же роль отводится взрослому в игровой деятельности шестилеток? Он – умелый организатор и активный участник детских игр. В организации и управлении детскими играми со стороны взрослых можно выделить следующие общие правила:

  • Игра должна приносить радость. Не заставляйте ребенка играть, а созда­вайте условия для возникновения интереса, проявления познавательной и твор­ческой активности.
  • Создавайте в игре непринужденную обстановку. Не сдерживайте двига­тельную активность детей.
  • Стройте свои взаимоотношения с детьми на взаимном доверии, искренне разделяйте их радости, хвалите за успехи.
  • Наблюдайте за игрой детей, анализируйте, – это даст вам богатый матери­ал для вашей работы.
  • Играйте вместе с детьми. Показывайте образцы, взаимопомощи, вежли­вости, культуры поведения внимательного отношения к лю­дям.

 

Рекомендуемая литература

    1. Безруких, М.М. Ребенок идет в школу / М.М. Безруких, С.П. Ефимова. – Ярославль: Академия, 1998.
    2. Бесова, М.А. К познанию мира – через игру / М.А. Бесова– Минск: ООО Инвеста, 1995.
    3. Волчок, И.П. Подвижные игры младших школьников / И.П. Волчок. – Минск: Полымя, 1988.
    4. Газман, О.С., Харитонова Н.С. В школу – с игрой / О.С. Газман, Н.С. Харитонова. – М., 1991.
    5. Геллер, Е.М. Наш друг – игра /  Е.М.  Геллер. – Минск: Народная асвета, 1979.
    6. Карпова, Е.В. Дидактические игры в начальный период обучения / Е.В. Карпова. – Ярославль, 1997.
    7. Коломинский, Я.Л. Психология детей шестилетнего возраста. Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько. – Минск.: Университетское, 1999.
    8. Красікава, Т.С. З гульней у школе весялей // Пачатковая школа. – 2003. – №5.
    9. Минскин, Е.М. От игры к знаниям / Е.М.  Минскин. – М.: Просвещение, 1997.
    10. Миронова,  Р.М. Игра в развитии активности детей / Р.М. Миронова. – Минск: Народная асвета, 1989.
    11. Никитин, Б.П. Ступеньки творчества или развивающие игры / Б.П. Никитин. – М.: Просвещение, 1990.
    12. Сизанов, А.Н. Психологические игры / А.Н. Сизанов. – Минск, 1995.
    13. Синицына, Е. Умные сказки. Через игру – к совершенству / Е. Синицына – М.: Лист, 1997.
    14. Узорова, О.В. 350 упражнений для подготовки детей к школе. Игры, задачи, основы письма и рисования / О.В. Узорова, Е.А. Нефедова. – Санк-Петербург: ЗАО Премьера, 2000.
    15. Шмаков, С.А. Игры учащихся – феномен культуры / С.А. Шмаков. – М., 1994.

 

Алексеева Е.Л., старший преподаватель

кафедры начального образования МОИРО

Версия сайта для слабовидящих