Аутизм – это вынужденная самоизоляция в условиях непонятного и пугающего внешнего мира.
В 2007 году Генеральной Ассамблеей ООН число 2 апреля объявлено Всемирным днем распространения информации о проблеме аутизма.
Без своевременной диагностики и адекватной клинико-психолого-педагогической коррекции значительная часть таких детей становится не обучаемой и не приспособленной к жизни в обществе: 70% - никогда не найдут друзей, около 60% не научатся читать и писать, 95% - не женятся и не выйдут замуж, только 25-30% больных аутизмом смогут устроиться когда-нибудь на работу. И, наоборот, при ранней диагностике и своевременном начале коррекции большинство аутичных детей можно подготовить к обучению, а нередко - и развить их потенциальную одаренность в различных областях знаний. Ведь наибольшая проблема, с которой сталкиваются родители этих детей – это социальное неприятие. Ребенка, даже со слабыми отклонениями, сложно устроить в детский сад, с трудом берут таких детей в общеобразовательные школы. В большинстве случаев, если ребенка и удается «устроить» в массовую школу, то для семьи рано или поздно начинается «марафон выживания» в условиях отвергания ребенка-чудака, необычного и странного, как сверстниками и их родителями, так и отдельными педагогами. В итоге чаша весов склоняется в сторону перевода его на домашнее обучение. Что проще – изолировать или научиться понимать и помогать?..
Причины появления аутизма весьма неоднозначны. Существенную роль играет наследственный фактор, хотя серьезное влияние оказывают и органические нарушения центральной нервной системы в период внутриутробного развития, при родах и в раннем детстве. Нередко эти факторы сочетаются. Иногда аутизм бывает следствием перенесенного заболевания или проявлением текущего болезненного процесса.
Аутизм – это вынужденная самоизоляция в условиях непонятного и пугающего внешнего мира. Это игнорирование (псевдоглухота, псевдослепота), избегание или отвержение мира, связанное со средой, когда окружающее становится постоянным источником неприятных чувственных впечатлений и эмоционального дискомфорта. Ребёнок забирается в аутизм, как улитка в раковину, где ему гораздо спокойней и приятней. Но за аутистическим барьером он одновременно оказывается лишённым и необходимого для своего психического развития потока сенсорной, познавательной и эмоциональной информации.
Считается, что об аутизме можно думать, если ребенок:
- не удерживает сколько-нибудь длительно контакта "глаза в глаза";
- не откликается на имя при сохранном слухе;
- обнаруживает дефицит совместного внимания (то есть не пытается привлечь словом или жестом внимание других к своему интересу);
- не обращается за помощью;
- долго и монотонно играет с предметами, которые не являются игрушками;
- не пользуется указательным жестом;
- не пытается чем-то поделиться;
- использует другого человека так, как будто это неодушевленный предмет.
Если эти признаки появляются в поведении ребенка постоянно, то нужно обязательно обратиться к детскому врачу-психиатру.
Характерно, что в отдельности взятая медикаментозная, психологическая, логопедическая помощь, как правило, не приводит к стойким положительным изменениям, необходим комплексный подход. Роль врача-психиатра важна в лечебно-диагностическом аспекте, а в коррекции аутизма ведущая роль принадлежит психологам и дефектологам.
Коррекция длится на протяжении многих лет, но особенно интенсивной она должна быть на начальных этапах, в дошкольном и младшем школьном возрасте, причем именно в этот период основная нагрузка приходится не на специалистов, а на родителей.
Если у ребенка действительно выявляется аутизм, то родителям нужно осознать, что это на всю жизнь. Аутизм не проходит и не излечивается. Но не нужно впадать в панику и смотреть на будущее как на беспрерывную трагедию. Не стоит всей семьей метаться в поисках чудесного избавления от болезни. Самое большое чудо, способное победить любой недуг, — это вера в успех, терпение, целеустремленность и, самое главное, любовь к своему ребенку.